100-летие плана ГОЭЛРО
Брянскэнерго рассказывает об истории электрификации региона
часть вторая
ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО СЖИГАНИЮ ФРЕЗЕРНОГО ТОРФА
В плане ГОЭЛРО о БРЭС говорилось: «Брянская станция предназначается для электрификации Брянско-Жиздринского района с крупнейшими металлургическими и машиностроительными заводами. Мощность её предположена в связи с потребностью данного района в 40 тыс. кВт. Топливом для этой станции могут служить торф с имеющихся в районе залежей топлива, отбросы от лесных разработок громаднейшего лесного массива, уголь, подвозимый рельсовым путём, или газы от доменных и коксовальных печей…».
Точка отсчёта
Непосредственное начало строительству положило Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 6 мая 1927 года. В нём сказано о том, что «решено организовать строительство торфяной РЭС «на болоте «Пальцо» у железной дороги станции Белые Берега Московской Киево-Воронежской ж. д. в Брянской губернии, а также кустование существующих электростанций промышленного р-на с установкой турбогенератора 11.000 кВт на эл. станции «Красный Профинтерн». Второго июля того же года Положение о строительстве было утверждено приказом ВСНХ СССР.
Изыскательские работы на месте строительства ГРЭС
Преимущество тепловых электростанций - стабильный режим работы независимо от сезона
Перед тем, как начать рассказ о строительстве Брянской ГРЭС, следует сказать несколько слов об этом типе электростанций. Аббревиатура ГРЭС расшифровывается как государственная районная электрическая станция. В данном случае под названием «район» имеется в виду территория, объекты которой входят в зону обслуживания станции.

Эффективность работы ГРЭС гораздо выше, чем, например, гидроэлектростанции (ГЭС). Ведь она может работать в стабильном режиме круглый год, независимо от температуры воздуха. Главное, чтобы был своевременный подвоз топлива. Тепловая станция имеет довольно сложную хозяйственную организацию, состоящую из многих систем. Кроме котельного обеспечения и паротурбогенератора, в комплекс входит топливное и водяное снабжение, электрическая часть, системы удаления шлаков и химочистки. В главном корпусе находится пункт управления процессами, которое обеспечивается работой многочисленной контрольно-измерительной аппаратуры.

Тепловые станции, строящиеся в те годы, обладали общим серьёзным недостатком - они производили обильный выброс дыма и твёрдых частиц. Это оказывало чрезвычайно негативное воздействие на окружающую среду в радиусе десятков километров. Однако с этим недостатком приходилось мириться, потому что польза от ГРЭС была значительно выше, чем наносимый ущерб природе.

Именно такую электростанцию собирались построить и запустить в Белых Берегах. На речке Снежеть намечалось возвести плотину и создать таким образом водохранилище, пригодное для забора воды, а неподалёку от Белых Берегов возле посёлка Пальцо нашлось обширное торфяное болото, куда во время строительства была проложена узкоколейная железная дорога.

Журнал «Теплосила» назвал БРЭС крупнейшей в СССР лабораторией промышленного масштаба
Ведомственный журнал «Теплосила» в начале тридцатых годов информирует своих читателей: БРЭС «претендует на звание крупнейшей в Союзе лаборатории промышленного масштаба по испытанию различных топочных устройств для сжигания фрезерного торфа». В чём же заключается новый метод торфосжигания? Обратимся к статье главного инженера БРЭС П. Комиссарова, помещённой в одном из майских номеров газеты «Брянский рабочий» за 1930 год, в которой объясняется, что стоимость электричества, производящегося на тепловых электростанциях, во многом зависит от стоимости топлива и его теплоотдачи. «Что касается торфа, то на его стоимость, - говорится в статье, - влияет метод добычи». Автор поясняет, что добыча торфа традиционным - машинно-формовочным - способом требует дорогостоящего оборудования. Поэтому фрезерный способ добычи более дёшев, чем кусковой. Так капитальные затраты на тонну торфа, полученного машинно-фрезерным способом, составляли от 18 до 24 рублей, фрезерного же - от 9 до 12 рублей.
Насосная станция на торфоразработках
Что не менее важно, сжигание фрезерного торфа даёт больший эффект, чем полученного машинно-формовочным способом. Проблема, однако, заключалась в том, что для сжигания фрезерного топлива необходимо специальное оборудование, которого пока не было нигде в мире. Поэтому советским учёным в спешном порядке пришлось разработать целый ряд недорогих конструкций топок, предназначенных именно для этого вида топлива.

Особо отмечается в статье, что «помимо удешевления энергии, применение фрезерного торфа укрепляет сырьевую базу БРЭС, потому что с каждого торфяника при фрезерном способе добычи можно взять примерно на 10 процентов торфа больше, чем при машинно-формовочном способе, так как не остаётся мёртвых площадей и глубоких окраин». Этот способ позволяет использовать и те болота, которые при других способах добычи останутся незадействованными.

Что же представляет из себя фрезер? Это машина для полировки площадей, употребляемая в сельском хозяйстве. Использование её для добычи торфа требует лишь небольших изменений фрезерующих ножей. Сконструированная советскими инженерам фреза была прикреплена к трактору системы «ФП». В статье сообщается, что испытание агрегата «дало блестящие результаты», и применение этой конструкции даст возможность «отказаться от ввоза заграничного оборудования, так как отечественное оборудование стоит 3500 рублей, заграничное «Сименс-Шуккерт» - 13 000 рублей».

Другими словами, на Брянской ГРЭС планировалась установка самого прогрессивного из существующих на тот момент в мире оборудования, позволяющего наиболее эффективно использовать топливо для получения электро-энергии. И разработки эти принадлежали советским учёным.
Первая часть: У истоков электрификации
Электрификация на Брянщине в дореволюционный период развивалась теми же темпами, что и в наиболее экономически развитых районах России...
Третья часть: Задержка на старте строительства
Однако, едва начавшись, строительство станции было неожиданно приостановлено почти на год из-за противодействия, возникшего вследствие скрытой борьбы, ведущейся внутри ВСНХ СССР.
Четвертая часть: Преодоление преград
Пуск Брянской ГРЭС был намечен на конец 1930 года. Но из-за прекращения финансирования и приостановки работ, что случилось в связи с несогласованностью действий в подразделениях ВСНХ СССР, эти сроки были сдвинуты на год.
Пятая часть: 84 года в строю
14 декабря 1931 года Брянская ГРЭС вступила в строй действующих предприятий и приняла промышленную нагрузку. Этот день считается днём рождения Брянской ГРЭС. БРЭС в течение 84 лет надёжно обеспечивала брянцев электроэнергией и теплом.