- Любой учитель должен мотивировать детей узнавать предмет. А если у него у самого глаза не горят, то как он зажжёт искру в других?
Как писал Роберт Рождественский, «не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого - стать». То есть учитель - это, с одной стороны, призвание, а с другой - серьёзная работа над собой. Педагог сам должен каждый день учиться, делать открытия сначала для себя, а потом для других.
Методика удивления. Так, механизм действия катализатора можно объяснить притчей о 18 лошадях... А в романе «Отверженные» Виктор Гюго, наоборот, в самый драматический момент, когда герой стоит на пути добра и зла, сравнил его душевное смятение с химическим процессом: «Так или иначе, но это последнее злодеяние оказало на него решающее действие: оно внезапно прорезало хаос, царивший в его уме, рассеяло его и, отделив всё неясное и туманное в одну сторону, а свет - в другую, воздействовало на его душу в том состоянии, в каком она тогда была, так же, как некоторые химические реактивы действуют на мутную смесь, осаждая один элемент и очищая другой».
Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце. Один из моих мастер-классов назывался «В поисках парадоксов», где мне довелось выступать дуэтом с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года -1992» Артуром Викторовичем Зарубой - прекрасным музыкантом, учителем музыки. Он аккомпанировал, а я пел арию князя Игоря из одноимённой оперы Александра Бородина. Это было про то, как в человеке сочетается дар музыканта, химика, медика - вот таким был Бородин.